Описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, учитель, медработник.
Психолого-педагогическое обеспечение:
-
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности);
-
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
-
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
-
обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Данное направление реализуется с участием ПМПк, которая предоставляет сведения об обучающихся с ТНР, имеющих задержку развития, детей УО, а также детей – инвалидов, дает рекомендации по дальнейшей работе учителям, родителям (законным представителям), а также школьному психологу и логопеду. Сопровождение обучающихся, имеющих проблемы в обучении, включает несколько этапов:
Обследование проводится только с согласия родителей (законных представителей). Составление заключений на ПМПК.
– Консультирование (индивидуальное или групповое) родителей (законных представителей) по проблемам в обучении.
– Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющих проблемы в обучении. Занятия также проводятся с согласия родителей (законных представителей)
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Учителя начальных классов и учителя –предметники прошли курсовую подготовку по теме: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС».
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании Школы имеются ставки педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники Школы имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами школы (педагогом- психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем- логопедом, учителем-дефектологом), регламентируются «Положением о ПМПк» и Уставом МАОУ СОШ № 12.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в школе осуществляются медицинским работником и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (делает инъекции (инсулин) и др.).
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в МАОУ СОШ № 12 осуществляет социальный педагог (и или классный руководитель). Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся,
охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в профилактической и информационно-просветительской работе по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются: внеурочные индивидуальные (групповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем- дефектологом, учителем-логопедом, учителями-предметниками класса и классным руководителем, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Работа осуществляется индивидуально и в группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами: лекции, обучающие семинары, тренинги.
В реализации диагностического направления работы принимают участие учителя класса (аттестация учащихся в начале и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале и в конце учебного года).
Диагностическое направление осуществляется психолого-медико- педагогическим консилиумом (ПМПк).
ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, где выявляются особые образовательные потребности обучающихся, вырабатываются рекомендации по обучению и воспитанию; составляются, в случае необходимости, индивидуальные программы обучения; производится выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума - психолого-медико-педагогическая комиссия, проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для обучающегося (обучающихся) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.
Заседания ШПМПк проводит члены школьной психолого-медико- педагогической комиссии (ШПМПк). Родители обязательно уведомляются о проведении ШПМПк в отношении их обучающегося (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).